Боль — одна из самых первых психофизических функций, формирующихся у ребенка.
Опыт ощущения, восприятия и переживания болевых событий ребенком связан сначала с внутренними причинами (с кишечными коликами, прорезыванием зубов), а затем — с внешними (падения, ушибы, порезы), а также с переносимыми различными медицинскими процедурами (вакцинация, забор анализов крови, лечение ран, оперативные вмешательства и т. д.).
Острая боль, если не проводить ее профилактику или не лечить, это приводит к запуску метаболического каскада, усугубляющего течение заболевания, и даже повышает риск его неблагоприятного исхода.
Болезненные процедуры в детском (особенно в неонатальном) возрасте негативно влияют на восприятие боли (болевой порог) на всю оставшуюся жизнь.
Боль — субъективное ощущение. Поэтому при ЛЮБОМ заболевании у детей необходимо использовать специализированные шкалы для определения боли:
Ребёнок в период от рождения до 3 лет находится в фазе сенсорно-моторного развития; он «думает», если можно так сказать, телом. Поэтому в качестве метода оценки степени боли рекомендуется наблюдение за поведением. При этом регистрируют движение, положение тела, выражение лица и характер плача ребёнка. Наблюдение за поведением может осуществляться непосредственно или позже с помощью видеопленки.
Для детей от трех лет до семи рекомендуем использовать рейтинговую шкалу Вонга–Бейкера оценки боли по изображению лица. Ребенка просят: «покажи, как сильно у тебя сейчас болит». Иногда, используя эту шкалу, ребенок может больше определять свои эмоции, чем боль.
Шкала рук (Hand scale) для детей старше трех лет показывает колебания боли от отсутствия (сжатая в кулак рука) до очень сильной боли (полностью разжатая рука).
Визуально-аналоговая шкала (ВАШ) для детей старше 7 лет. ВЕРТИКАЛЬНО расположенная шкала количественной оценки боли. Попросите ребенка положить пальцы на ту высоту шкалы, с которой он ассоциирует свои болевые ощущения. Верхушка шкалы означает «очень-очень сильная боль», основание — «нет боли вообще».
Учитывая многогранность боли, для ее лечения используется мультимодальный подход: как фармакологические (медикаментозный), так и нефармакологические подходы.
К нефармакологическим относятся отвлекающие (тепло, пеленание, кормление; бережное отношение и поддержка при перемене положения, массаж, чрескожная электростимуляция нервов, иглоукалывание, вибрация, ароматерапия) и психологические методы (отвлечение внимания, развлечение, релаксация и гипнотические упражнения; музыкальная терапия; когнитивно-поведенческая терапия).
Фармакологическая или медикаментозная коррекция учитывает основные принципы использования анальгетиков у детей.
К препаратам первой линии обезболивания относят парацетамол и ибупрофен.
Перед назначением препарата проконсультируйтесь с лечащим врачом.
Для уменьшения травмирующего воздействия боли на организм ребёнка используются методики, гуманизирующие необходимые болезненные медицинские манипуляции. К числу таких методик относится применение при инъекциях местных обезболивающих средств в форме крема, мази и др.
Применение местного анестезирующего средства при проведении плановой вакцинации, заборе крови, позволяет предупредить неблагоприятные влияния болевого воздействия. В этой связи в настоящее время широко распространено применение местного анестетика Эмла (АстраЗенека, Швеция) в форме крема и пластыря.